Иногда простой заход в магазин за хлебом и молоком к обеду превращается в кошмар. Дети хватают с полок разные баночки. Они клянчат и требуют. Иногда они топают ногами и валяются на грязном полу, выражая свое недовольство.
Когда я видела ребенка, кричащего в магазине: «мама купи», мне было неприятно на это смотреть. И я знала, как сделать так, чтобы со мной такого не происходило. Потом у меня родились дети. И когда в первый раз, совершенно неожиданно для меня, моя солнечная девочка стала что-то требовать, завалившись на грязный пол, я была в ужасе. Я растерялась.
С тех пор я знаю, что магазин — место повышенной опасности для душевного равновесия.
Но это знание далеко не всегда спасает. И в какой-то момент пришлось всерьез подойти к решению проблемы, как сделать так, чтобы совместный визит в магазин приносил только радость.
Я задумалась о наших чувствах. Что чувствую я, когда дети меня не слушаются? Я чувствую свою беспомощность и досаду. Мне кажется ситуация патовой. Беспомощность выливается в наказание детей. А потом в стыд.
А что чувствует мой ребенок? Он видит много всего яркого и приятного чего очень хочет получить. И его охватывает желание обладать этим — мама любит, значит сделает ему подарок. А что он чувствует при отказе? То же, что и я, когда я захожу куда-то с любимым человеком и получаю отказ в просьбе. Досаду и обиду. Что он чувствует при наказании? Обиду и злость. Злость — это уже очень-очень плохо.
Любой магазин устроен так, чтобы покупатель купил больше, чем ему в сущности нужно. На тему «раскрутки» покупателя с менеджерами сетевых магазинов проводят психологические тренинги. И успешно проводят. 😉
Я сама часто берут что-то дополнительное к списку продуктов: «Ой, у нас же кончилась зубная паста! И про соус я забыла». Что же ожидать от маленького человечка, распираемого эмоциями, как граната без чеки.
А моя самодисциплина закладывает ребенку модель поведения.
Мы стали писать вместе дома списки продуктов и вещей, которые нам нужны. И подсчитывать их примерную стоимость. В спокойной обстановке обсуждая список. То же самое стали делать, когда ребенок подрос и смог пойти в ближайший магазин сам, лет в семь. И выяснилась интересная вещь — ребенку не обязательно скупить себе все-все. Ему нравится самостоятельность выбора и действий. Нет, он не покупает вместо хлеба фигню. Он планирует заранее покупку какой-то мелочи и берет немного дополнительных денег. Совсем немного, самостоятельно решая, на что он их потратит. И он горд, что может принести необходимые к обеду продукты. И он чувствует ответственность.
То, чего я лишала детей, принимая за них все решения раньше.
Светка! Очень интересно и архи-полезно то, что ты сейчас написала. Нечто подобное в виде проблемы и попытки ее решить, как раз у меня в Зебре :))
Да, оттуда же ноги и растут. 🙂
«Хочу-не-могу» 🙂
Только перед зеброй, наверное, практичнее вместе помечтать о ней.