С добрым утром! Хлеб на картинке испечён мною сегодня утром. Такой вкусный запах теперь дома! Люблю хлеб дома печь. Знаете почему? Как раз поэтому — он наполняет дом вкусным запахом свежевыпеченного хлеба.
Готовлю лекцию по мифологии древних славян. Прочитала много всего, с этим связанного, и теперь как Шелдон Купер из «Теории большого взрыва» вворачиваю всем окружающим в разговоре «интересные факты». Собеседника сейчас нет, а поделиться опять хочется. Итак: почему к хлебу особенное отношение? Что в нём такого, кроме обалденного запаха?
Хлеб — сакральная еда. Плод союза Огня, Воды и Земли. И не только у славян хлеб наделен сакральным смыслом. Вспомним два хорошо известных всем английских слова: «леди» (lady) и «лорд» (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: «леди» в первоначальном значении – это попросту «та, что замешивает тесто для хлеба»; «лорд» же – «хранитель хлебов».
Теперь вернёмся в наши края. Засеянное поле изображалось на рисунках и вышивках тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах на одежде. Увидеть вышивки эти можно в музеях краеведческих по золотому кольцу, сама недавно видела. Или найти бабушкин рушник, если повезло с красивым семейными реликвиями. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов.
Самое тесто в кадушке кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. Тесто олицетворяло Жизнь.
Кстати, помните такой хлеб, как каравай? Он тоже совсем не прост. Это слово было бы правильнее написать: «коровай». В некоторых очень важных случаях приносили в жертву животных, в частности коров, быков или даже лошадей. На ритуальной трапезе мясо съедали. А череп могли уложить в основу строящегося дома. Однако бывало и так, что требовалось о чём-то попросить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, «коровай».