Короткое лето 19-го

Случайно найденные записи, сделанные год назад в походе. Холодный был поход. Записи обрывками. Люди на севере очень любят шутить про погоду: «Лето у нас уже было. В прошлые выходные». Но когда оно приходит, становится очень жарко…
***

Тридцать градусов в тени на солнечном Севере — это тяжело. Буханка без кондиционера везла нас от магазина в Кеми, где мы закончили предыдущий поход, к месту стапеля на реку Кереть. На федеральной трассе Питер-Мурманск этим летом капитальный ремонт. Методика какая-то новая: снимают асфальт на одной полосе сразу километров на 20. Ставят светофор. И вытягивается очередь. Может, минут на 10. Иногда на час. Как повезет. Над машинами дрожит марево раскалённого воздуха. Даже комары сдохли все, осыпались на пол машины, не пережив прихода лета.

И вот, наконец, поворот на Лоухи. Десять минут, и машина съезжает с трассы к Варламову озеру. Наш Юра уже загорает на берегу. Рядом — гора снаряжения и кучка наколотых дров. Вытаскиваем еду из нашей машины: мешки, сумки, сумочки… Треть этого изобилия — еда на нас шестерых на пару дней. Остальное — еда на весь поход на сорок человек. Да уж. Опасно ходить в магазин голодным людям: мясо, курица, оливки, соусы для пасты, йогурты, маслины, сыры, хлеба, овощи и фрукты, соки и воды, пива и вина. Арбуз, конечно… Уголь забыли, вот балбесы! Пришлось шашлык в сковороде готовить. Тоже вкусно. Но морально тяжело. Дима страдал.

Площадка у трассы, клочок мокрого леса с морошкой меж ручьём и заливом, вот и всё пространство для жизни и сборки плавсредств. Нам повезло. Мы — единственная группа на стапеле…

***
Вот сейчас время 15:37. На термометре восемь градусов тепла и очень хочется кушать. А обед ещё не готов. Воспоминания 4D нашего изобилия глумливо водят вокруг хоровод. Прошло всего-то дня три, даже не верится. Не верится что было жаркое солнце и пиршество. Действительно, лето было всего три дня в этом году. А, может, даже четыре.

Утро после приезда группы выдалось холодным. Ветер рвал искры из костра и уносил вместе с горлодёрным дымом куда-то в лес. С кружками кофе прогулялись с Димой посмотреть первую шиверу. Старт маршрута не очень удачный. Люди с поезда — и сразу первое препятствие. А через 40 минут и первый порог именной. Но высокая вода, похоже, простит все ошибки на этой реке.

После завтрака обсудили экипажи и решили выходить после обеда. Оставалось собрать всего один катамаран и завести моторы. Ночью мы с ними не совладали, шли на вёслах за группой. Тут неожиданно оказалось, что наш клубный гитарист Дима Левиков — большой дока в моторах. За час научил Юру продувать, промывать, чистить и заводить. Всё получилось.

2 августа
Будильник разрушил тишину утра. 6:36. Мы дежурим, придётся вставать. Тихо вылезаю из палатки, пусть мои ещё минут 40 поспят после вчерашнего ночного концерта. Серое небо. Моросит, холодно. Хорошо сухие дрова остались в бочке со вчерашней стоянки.

Сегодня нам идти все оставшиеся до моря пороги, кроме Морского. Бензина осталось 25 литров на два мотора. На Краснобыстром высадили детей с катамарана. Остальные каты кто как решил проводить: кто с детьми, кто без. Прошли быстро. Высокая вода сглаживает на этой реке все препятствия — на Масляном скальная ступень через всю реку была проходима по всей ширине реки.

Похоже, мы обогнали большинство групп. Народа в это лето на реке тьма: большинство стоянок заняты. Но после последнего моста все стоянки сегодня пустые. Посмотрели несколько, а встали на просторной и низкой, в березняке на левом берегу, над небольшим перекатом.

Лет пять назад мы ходили по Керети группой 50 человек. Вернее, 52 человека. Стояли как раз здесь. В перекате Зарик катал детей самосплавом в спасжилетах. А потом участвовал в детективной истории с розыском хозяина туалетной бумаги. Зарик — прекрасный Шерлок, он нашёл хозяина. Надо же, какие глупости запоминаются человеку. Хотя тема использованной туалетной бумаги, к сожалению, не потеряла своей актуальности.

3 августа. Выход в море.

На левом берегу перед сетями стояли два больших лэндкрузера. В рыбхозяйство приехало начальство. По этому поводу проход в сетях нам не открыли. Пришлось разгружать суда и обносить их и все вещи. Благо что берег был сухим и других групп не было на обносе.

По прогнозам в этом году идёт на нерест горбуша. Но, видимо, позже. За все время, пока мы обносили вещи и увязывали их, выпрыгнули всего несколько хвостов. Мы напомнили четыре бочки речной водой и по одному отчаливали в порог, за которым море. Наша очередь. В Морском пороге почти все камни закрыты водой. Кроме одного зуба. На него мы и вылезли.

…но сколько боцман не орал, мы вылезли на шпиль.
И, несмотря на весь оврал, был сделан оверкиль…

Оверкиля не получилось, конечно. У нас всё же не плот, а катамаран. Но команда успела испугаться. Воды много, нас накренило, но быстро смыло по струе вниз. Через пять минут мы уже боролись с ветром в Керетской губе Белого моря.
Шёл прилив. Ветер был жёстким. Мы зачалились к первым двум катамаранам на узкую косу. По плану, одобренному товарищами с вечера, надо было зайти в лабаз и прогуляться по заброшенной поморской деревне Кереть. Для оживления картинки бытия северного святого Василия Керетского, про которого нам рассказывала Арина пару дней назад. Святого, прошедшего многократно по Белому и Баренцеву морям от Колы до Керети и обратно. Три года ходил, удивляя поморов и норманнов своей стойкостью, возя тело своей случайно убиенной жены. Возил, выполняя епитимию, наложенную своим святым отцом.

Так вот, лабаз и экскурсия. Мы ждали остальные катамараны на промозглом ветру. Впереди был виден мыс, на котором нам хотелось бы сегодня встать. Тогда завтра у нас намечается днёвка на море и долгожданная баня. Групп на реке много, погода неровная, ветер… Почему-то показалось, что стоянку надо срочно занять. Иначе идти нам против ветра против отливного течения ещё долго. А времени уже три часа дня.

Но в лабаз мы всё-таки зашли: тёмная изба в которой ящики с пивом, водкой, сигареты в углу, ящик с вином «Душа монаха» и шоколадки «Россия щедрая душа». Очень духовное место.
Дождались остальные катамараны и поделили их на две «связки» на два наших лодочных мотора. Погрузили пиво, достали остатки сегодняшних перекусов и дунули вперёд. Полчаса веселого хода на моторе через ещё не солёные брызги, и мы у знакомой стоянки. Два года назад мы здесь праздновали два дня рождения и фотографировали умопомрачительный закат.

Пока закатов не показывали. В кострище дымились дрова. Кто-то отсюда только-только ушёл. Пометавшись по мысу, все попытались поставить свои палатки подальше от костра. Даже те, кто там орёт ночами. Извините, поёт. Выбор был не велик. Стоянка прекрасная, а вот ровных мест под палатку тут не много.

Поставили кастрюли на огонь и пошли с Юрой и Алёной на разведку пресной воды. На навигаторе в центре острова было нарисовано озеро. Перешеек соединял наш мыс с большим островом. Тропы в нужную сторону не было. Тропа только убегала вдоль берега в обе стороны. Ну, мы ж разведчики — пошли по азимуту. Болотину с водой нашли почти сразу: сейчас все болота заполнены. Отметили место на карте. И решили всё-таки прогуляться до озера.

На болотинах росла морошка. Почти спелая. Мы её на ходу кидали в рот. Иногда встречались черничины на кустах. Поштучно. Грибов не было совсем. Порой попадались лосиные какашки. Так и вышли к озеру. Пресное, да. Кувшинки растут. Пошли назад по гряде. Сосны все на острове молодые. Лишь однажды встретилась долгожительница лет ста.

На подходе к лагерю включилась бензопила. Это значит наши подошли, вторая связка. Долго же мы по болотам шли. Оставшийся день мы ели. Сначала суп. Потом кашу с мясом. Потом пили чай со сладким. А мужики напитки пробовали. Достали две гитары… Неблизкое соседство с костром не особо спасало. Хотя вскоре наступила тишина. Секрет этого чуда был открыт за утренним кофе: их разогнала Лена Шебордаева. У нее была температура, пропал голос и она болела в палатке. До 12 ночи песни были больше лирического репертуара и она болела спокойно. Но в час ночи поступило громкое предложение спеть казачьи песни Розенбаума. Болеть стало трудно. Практически невозможно. Пришлось одеться, выйти и положить всех спать…

Спасибо, Леночка! Большое человеческое спасибо.

4 августа. Потоп

«Я хочу есть»,- сказала Василиса. Как выжить в Заполярье настоящему вегану холодным летом 19го? На халве и сушках если только. То кашу забудут отложить перед заливкой молока. То мясо в борщ раньше времени положат. Этим летом в Карелии ягод нет. И грибов тоже нет. Эх!..

После вчерашнего тепла и солнышка пришёл северный шторм. Температура резко упала опять до +7 С. Ветер выдувал тепло из курток. Дима затеял баню на подветренном берегу. Алёнка — блины там же. Ветер рвёт и крутит дым.
А потом пришёл прилив неожиданно высокий. Проверяем палатки у берега и делаем ставки: зальёт или не зальёт. В наш тамбур уже пришло море. Нет, всё-таки зальёт. Под ветром с дождём хватаем палатки за углы и прямо с вещами перетаскиваем ближе к костру. Три палатки перенесли. У четвёртой море остановилось…