Так получилось, что у меня теперь есть время общаться со своими (да и с чужими — дружественными) детьми по очереди. Одна теперь в школе, другая — в саду. У них есть подружки. С подружками мы ходим на кружки, и в гости (по очереди с их мамами). Раньше-то я воспринимала своих детей вместе, и все вопросы обсуждались у нас вместе. А теперь я задумалась о разговорчивости детской…
И вспомнила рассказ нашей мамы-Аллы. Показательный. 😉
«На ориентирование нам встретились на удивление разговорчивые дети. Стоило задать вопрос, даже не задать, а только его наметить, как они с готовностью начинали на него отвечать, и даже не отвечать, а подробно рассказывать обо всех обстоятельствах интересующего меня дела. Потом они с легкостью переходили на другие темы, которые явно были за рамками поставленного вопроса, и мне совершенно необязательно было поддерживать беседу одобрительными репликами, кивками головы или мимикой: однажды начатый разговор, казалось, уже никогда не иссякнет.
Что за детишки! Их лексический запас не мог не удивить, знание грамматической нормы и синтаксическая сложность конструкций впечатлили бы любого, что уж там говорить обо мне. Они не отмалчивались и не уходили от ответа даже тогда, когда вопросы задавались каверзные. Они всегда были готовы на диалог, да нет, чего уж там, они просто настаивали на нем!
«Смотри-ка, какие детишки! — восхищалась я, — как они все замечательно нам объяснили». Андрей по своему обыкновению молчал, тер нос и смотрел куда-то в сторону. «А вот у нас мальчик на редкость молчаливый». Родители, сидящие у костра, повернули головы в нашу сторону: «Как это?» — читалось в их взгляде.
А вот так это. Мой мальчик редко отвечает на вопросы, он глубоко задумчив, и вынырнуть из этих глубин ему нелегко. Это требует времени. Поэтому мой сын начинает отвечать на вопрос примерно секунд через семь после того, как его услышит. И представьте себе, в восьми случаях из десяти на четвертой секунде он забывает сам вопрос. А что это значит? Нет вопроса, нет и ответа. Если же вам повезет, и он ответит, этот ответ будет ответом ни на тот вопрос, который был задан, а на очень своеобразную его интерпретацию.
И так как ответы на вопросы мне приходится слышать нечасто, я с удовольствием болтала с детьми сидя у костра, точнее дети болтали, не очень заботясь о том, слушаю я их или нет. С непривычки (ну, нечасто приходится мне общаться с такими разговорчивыми детьми) я начала уставать, и мне даже стало казаться, что односложный ответ — это не так уж и плохо, а интерпретация вопроса, возможно, свидетельствует об оригинальности мышления, и я посмотрела на своего сына, который угрюмо сидел на пеньке и разглядывал детишек.
Да… стандартных ответов на банальные вопросы вы от него не услышите. Вот помню, было Андрею года три с половиной, он в то время горшком уже не пользовался, ходил в туалет. Сидит, значит, в туалете и какает. Минут 20 сидел, и на все предложения выйти оттуда и пойти гулять давал понять, что «еще не все». «Ну, хватит, — чувствуя, что прогулка под угрозой, говорю я, — пора попу вытирать». И на всякий случай, так как мы гулять собирались, интересуюсь: «Андрюш, а ты когда какал, пописать не забыл?» Мальчик молчит, точнее не молчит, а напевает что-то созвучное своим мыслям, и похоже, отвечать не собирается. «Андрей, — говорю я, немного повысив голос, — ты когда какал, ты пописал?» Ни слова. Задумчиво склонил голову на бок и даже не смотрит на меня. Я беру его за плечи, встряхиваю слегка и говорю с такой преувеличенно четкой артикуляцией, с какой говорят только с глухонемыми, умеющими читать по губам (хотя непонятно зачем я это делаю, потому что он даже на меня и не смотрит): «ТЫ КОГ-ДА КА-КАЛ, ТЫ ПО-ПИ-САЛ???» Вижу — подействовало. Мальчик собрался и сфокусировал взгляд на мне. «Я когда какал…» и тут он сделал глубокий кивок головой. Но когда я уже хотела воскликнуть «Yes-s-s!!!» и в победном жесте согнуть руку в локте, он закончил фразу: «Я когда какал (кивок), я снимал ботинки». И он опять перевел взгляд куда-то в потолок. Было ясно, что другого ответа не будет. Декодируй, как тебе больше нравится. Но меня этот ответ почему-то вполне устроил. Меня вообще любой ответ устраивает, я человек ответами не избалованный. Ну, какая разница! В конце концов, в ближайшие два часа выяснится, что он сделал в туалете, а что не успел. «Ладно, — говорю, — молодец, пошли теперь гулять».
Я долго смеялась, по тому, что узнала в этом мальчике свою старшую дочь. Один в один, я не знаю что мне делать, а ведь ей в этом году в школу. Как ее выудить из ее мирка?