Вчера Алёнка не захотела идти в детский сад. Надо сказать, что за последние пару месяцев она была в саду всего пару раз. Да и не по целому дню, — так уж получилось то из-за кашля, то из-за моего отъезда. А эту неделю отходила почти полностью. Воспитательница попросила водить ребенка регулярно, чтобы Алёнке не приходилось привыкать заново к большой группе детей каждый раз.
Сейчас светает рано. В восемь часов мы все довольно легко просыпаться. И Алёнка нормально шла со мной в садик. Без видимой радости. Но и без неудовольствия. Я ей еще истории по дороге рассказывала.
А в пятницу я совершила ошибку. Мы все проснулись раньше восьми часов. Одеваться и идти было еще рановато, я налила детям молока и включила мультик на каком-то канале. А сама неспешно занялась обычными утренними делами. Обычно такие неторопливые утра у нас в выходные дни.
Когда пришло время одеваться, Алёнка отказалась идти в сад!
В общем, там ей интересно. Но дома гораздо лучше. Не менее интересно, спокойнее и заниматься можно тем, что ХОЧЕТСЯ в данный момент! СВОБОДНЕЕ. Я все же настояла на отправлении в сад. Просто потому, что ребенок совершенно неожиданно устроил истерику. Истерик не переношу. Да и оговорено и договорено было это заранее, у меня уже были свои планы.
Но все же.. Все же. Не выходят из моей головы мысли о коллективности и индивидуальности во взращивании детей.
А сегодня я нашла ЭТУ статью. О домашнем обучении.
Я под глубоким впечатлением.
спасибо.
сразу возникли вопросы — насколько хорошо, если человек не приспособлен к казарменной системе?
и
как мне теперь быть — ведь я заставляю ребенка подтягиваться ежедневно и писать в прописях (ну раз в три дня где-то)), объясняя, что «надо»… (
сама я была год на домашнем обучении…ничего системного — как в статье, рассказать об этом не могу…пока, во всяком случае…))
но впечатление текст оставляет…это да!!
Очень сильно, спасибо за статью, нужно «переварить».
Я последнее время часто думаю, а нужен ли детский садик?
Одно понятно сразу, в обоих случаях нужен(ны) родитель(ли) свободных профессий и круг общения (окружение)способствующий к развитию интереса к самостоятельному обучению. Ну и индивидуальность каждого ребенка конечно, же.
Мои близкие подруги, которые живут в удаленном от школы, но красивом научном городе в Крымских горах, объединились еще с двумя семьями и своих детей (возраст — от первоклашки до седьмого класса) обучают сами. Официально — сдают в школе, к которой прикреплены, экзамены и их детей переводят в следующий класс — в итоге аттестат выдаст эта школа. Они очень довольны — потому что за счет сокращения часов на «неважные» с их точки зрения предметы они больше времени уделяют другим предметам — у них на первом месте — духовное развитие детей. У них скорее частная школа — каждая мама (их 4) отвечает четко за свои предметы. Но у двух из мам есть высшее педагогическое образование. Когда я была у них в гостях — завистью белой была полна — уроки проводятся в доме одной из семей — эта семья многодетная — 5 детишек. — Главная комната отдана детям — на стенах и даже на потолке пособия и таблицы по разным темам, а сколько материалы они сделали для конкретных уроков — это просто фантастика. Но — они не работают, а их мужья — люди от искусства, причем, умеющие с детьми работать (один — руководитель детского театра, оба — скрипичных дел мастера). Девчонки — умнейшие создания — закончили курс «Прикладная математика», который в нашем институте был создан как дубль этого же курса в МГУ (тот же объем и программа). От них узнала, что в РФ (а они — в Украине) мамам, занимающимся обучением детей на дому, госудраство даже выплачивает заработную плату (правда маленькую, но как факт — приятно, что пытается это поощрять).
Почему-то мне раньше представлялось, что «домашнее обучение» это именно как обучение родителем на дому. Как-то моя мама сказала: «Человек, выросший в сарае, может сам построить только большой сарай». Видимо, это из этой же оперы.
В нашей семье было два ребенка. Я — младшая. У моей мамы была четкая установка: «есть слово «надо». И еще на все мои многообразные «почему?», она отвечала: «Так принято». Сад, школа и остальная «детская работа» попадала под оба пункта. И потому всегда оставалось обязанностью. Без комментариев и обдумываний «зачем?».
И могу со всей ответственностью заявить, что нашей семье такой подход не сработал. Мы с братом профессиональные неудачники. Самое неприятное последствие такого подхода к воспитанию, отсутствие у выросших детей способности к принятию решений. Первый раз мама проявила демократичность, когда начала давить в плане выбора мной будущей специальности. Мой первый разрешенный выбор, обернулся моим кошмаром. Я была не в состоянии выбрать. Мало того, я до сих пор не нашла еще себя.
Брату в этом плане досталось больше. Он по природе гораздо мягче меня. Такой одаренный человечек рос, басни мне писал, стихи сочинял. Но желание учиться было убито в нем напрочь.
К чему я это? А.. Заставить человека учиться можно. Но вся моя жизнь говорит о том, что делать этого не надо. И задача родителя скорее научить ребенка думать и найти себя в этом мире. Я читала статью и завидовала детям Ксении. Они В СОСТОЯНИИ принимать ответственность за свою жизнь на себя. Они учатся принимать решения еще в детстве. И мама не кладет свою жизнь к ногам детей, они все живут нормальной жизнью.
А приспособление к казарменной системе нужно тем, кто и дальше будет жить в ней. Потому что избавиться от привычки, что за тебя думают, потом уже сложно.
P.S. Васька, я надеюсь, что я ответила. 😉
Весь процесс воспитания ребенка — это приучение к слову надо.
Приучают все — так или иначе. Можно приучать насильно. Можно обманом (сюда подпадают договоры, уговоры, хитрости типа встал сразу на улицу и тд). Но то что это можно упразднить — иллюзия.
Большинство установок казарменной системы сложились не просто так — это результат эволюции общества. И в основном они полезны для существования в этом обществе. Не стану ничего утверждать про домашнее обучение, но был пример парня, который, обучаясь дома, окончил школу и поступил в бауманский в 14 лет. По отзывам его однокурсников его умственные способности были сильно ниже среднего. Зачеты он сдавал, поскольку получал сильную скидку на возраст и пробивных родителей. А с общением ему вообще туго пришлось.
А уж говорить, что последствими обязанностей в виде школы являются «отсутствие у выросших детей способности к принятию решений» и «профессиональные неудачники» — так это просто смешно. Березовский тоже в школе учился. И 99,9% других «удачников» тоже родом из школы
Да, статья впечатляет и ломает парадигму о вещах, которые несколько лет назад казались незыблемыми.
Кстати, автор статьи совершенно напрасно пишет, что у нее «нет системы». Как раз наоборот. Ее ВОСПИТАНИЕ — это целостная система, в которой процесс обучение наукам — лишь часть этой самой системы. Здорово. Наверное, я бы тоже решилась. Но вот только плохо представляю себе, как на дому зарабатывать нормальное количество денег. Мне кажется, это нереально. Или просто я никогда не думала в этом направлении…
Мне сейчас очевидны те ошибки, которые моя мама сделала в моем воспитании.
Учиться то все равно надо, нельзя пролежать всю жизнь на диване — ведь не этого мы хотим своим детям.
Важно, что бы как у автора статьи и ее детей, была в жизни масса разнообразных занятий, время у которых отнимала школа, а если школа отнимает время у просмотра мультиков про человека паука или игры в Зюму, то лучше настоять на посещении школы.
Дай тебе бог, Светик, сил и задора на то, что бы детям было интересно жить и они научились придумывать себе занятия сами, а там и решения принимать самостоятельно.
У меня не получается, и болеющий неделю Костя, отлученный от сада/танцев/бассейна/прогулок, ноет — мам, а чем мне заняться?
И вот еще, путь альтернативный, против течения, он может и правильный, но точно более трудоемкий, чем по оному. Это нужно обязательно иметь в виду, когда на него ступаешь…
Илье:
«Побоями учить — что мертвого лечить,
Но многие того не понимали,
Ученые труды, туды их растуды, вколачивали розгами в зады.
А в это время ученик покорный лежал ничком и охая притворно,
Держал в кармане шиш и тихо мозговал над тем, что педагог не задавал». 😉
Тигрочке:
Без сомнения, человек должен быть все время занят. Особенно ребенок. И не просмотром «ящика». А Косте скучно дома как раз потому, что он отлучен от тех интересных дел, которыми живет: танцы, бассейн и других занятий вне дома. Не ходить в школу — это же не значит сидеть дома. Наоборот, тут может появиться больше времени для того, что действительно интересно (лирическое отступление в защиту Кости 🙂 ).
Я не уверена, что в состоянии предложить детям подобную альтернативу. Все таки мама должна не просто возиться по дому, а полноценно работать. И каких-то супер-увлечений у своих девчонок я не вижу пока. Кроме спорта.
Но зато я знаю, что эта альтернатива всегда есть. С осознанием этого легче жить. 🙂
ну…поводов думать стало еще больше.))спасибо.
(у нас эта проблема совсем животрепещет — старшему в сентябре будет шесть лет и восемь месяцев.я торгуюсь с родственниками)))
да…
Потрясающая статья. Спасибо!