Через неделю жизни с картой на кухонной стене, Василиска вдруг написала на холодильнике магнитными буквами: «Щуак пошла в Чад». Алена еще не успела так подробно исследовать Африку. После длительных напряженных обсуждений и промежуточных вариантов типа: «Щука пошла в Чяд», на холодильнике теперь гордо красуется: «Щука поплыла в Чад». Мои ехидные вопросы: «Как же щука поплывет по морям?» — были гордо проигнорированы.
У нас политическая карта мира висит в ванной. Когда мальчик кричит: «Все! Я помылся!». Иду сначала экзаменовать его по географии, а потом уже вытирать – одевать — уши чистить — ногти стричь. Он почему-то запоминает только места обитания персонажей детских книг, мультиков и кинофильмов. Англия – это там, где Гарри Поттер; Австралия — туда отправился папочка на поиски Немо; Швеция — Карлсон, Мадагаскар — это любимое, даже столицу знает; Индия — обезьяны и Маугли; Африка — Бармалей и пираты; Карибское море — это Джек Воробей, это и с закрытыми глазами покажет.
Пытались выучить те страны, в которых он сам бывал, и те моря, в которых плавал, но нет, не получается. Знает конечно же, но очень нетвердо. И такие же нетвердые воспоминания об этих странах и морях. А вот почему интересно? Может быть, и не стоило возить его по курортам средиземноморья, может, просто надо было ему книжки читать? Почему освоение реальности в этом возрасте (или конкретно у моего ребенка) происходит через книгу, а не через жизненный опыт? И почему художественная реальность для них (для него) ярче, живее и реальнее, чем события личной жизни, даже если они, как мне иногда кажется, ну ничем не уступают событиям сказочным.
Голова детская как «черный ящик». 🙂
Значит, у Андрюшки фантазия развита очень хорошо. Мне кажется, у детей часто реальность и фантазии нечто неразрывное — это их собственное представление о мире в котором они живут.
Мне очень нравится мысль «завязать» карту реального мира с прочитанными историями. Так интереснее. 😉